О новом Налоговом кодексе (часть 2). Налоговые проверки.

image

В соответствии с новым Налоговым кодексом налоговые проверки осуществляются в форме комплексной, тематической, встречной проверки, хронометражного обследования.

Налоговые проверки подразделяются два вида:

1) выборочные налоговые проверки;

2) внеплановые налоговые проверки.

Выборочные проверки назначаются налоговыми органами в отношении налогоплательщиков по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков. Внеплановые налоговые проверки осуществляются на основании соответствующего налогового заявления, а также по иным основаниям предусмотренным Налоговым кодексом.

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней; вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней; а в отношении отдельных категорий налогоплательщиков – до семидесяти пяти и ста восьмидесяти рабочих дней соответственно.

Налоговые органы уведомляют налогоплательщика о проведении выборочной налоговой проверки не менее, чем за тридцать календарных дней до начала её проведения путем направления или вручения налогоплательщику соответствующего извещения. Налоговый орган на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа вправе начать выборочную налоговую проверку без извещения налогоплательщика в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

С 01.01.2019 года вводится понятие стандартного файла проверки, который представляет собой данные бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента) в электронном формате, позволяющем осуществлять анализ посредством информационных систем налоговых органов и представляется налогоплательщиком добровольно посредством загрузки такого файла, удостоверенного электронной цифровой подписью налогоплательщика, в информационную систему налоговых органов. Налоговая проверка осуществляется, в том числе с применением стандартного файла проверки, в случае предоставления стандартного файла проверки налогоплательщиком (налоговым агентом):

при проведении выборочной налоговой проверки - в течение пяти календарных дней со дня вручения предписания;

при проведении внеплановой налоговой проверки - в течение десяти календарных дней со дня вручения предписания.

Отдельным категориям налогоплательщиков до составления акта налоговой проверки, должностным лицом налогового органа вручается предварительный акт налоговой проверки, на который налогоплательщик вправе представить письменные возражения.

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки, один экземпляр которого вручается налогоплательщику под роспись.

По завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшению убытков, неподтверждению к возврату сумм превышения налога на добавленную стоимость и (или) корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки. Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.

Налогоплательщик вправе обжаловать уведомление о результатах проверки в уполномоченный орган или в суд. Налогоплательщик, подавший жалобу в уполномоченный орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Отзыв жалобы налогоплательщика не лишает его права на подачу повторной жалобы.

Жалоба рассматривается уполномоченным органом в срок не более тридцати рабочих дней, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу – не более сорока пяти дней. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить тематическую проверку, а также повторную тематическую проверку. По окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение об оставлении обжалуемого уведомления о результатах проверки без изменения, а жалобы без удовлетворения; или об отмене обжалуемого уведомления о результатах проверки полностью или в части. Решение уполномоченного органа обязательно для исполнения налоговыми органами.

Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части до вынесения решения по жалобе или до вступления в законную силу судебного акта, соответственно.

Правовое регулирование отдельных видов налогов будет рассмотрено в следующих статьях..

Следите за публикациями на нашем сайте.

© 2018. ТОО «КазахстанИнтерСервис». Перепечатка материалов с данного ресурса разрешается только при наличии прямой ссылки на сайт.

Поделиться этой страницей: