О новом Налоговом кодексе Республик Казахстан (часть 1)

image

С 01 января 2018 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Казахстан. Одной из основных новелл нового Налогового кодекса является принцип добросовестности налогоплательщика, смысл которого заключается в том, что добросовестность налогоплательщика (надлежащее исполнение им налоговых обязательств) предполагается, пока не будет доказано обратное.

При этом, если налоговое обязательство исполнено налогоплательщиком определенным образом в соответствии с предварительно полученным индивидуальным письменным разъяснением налогового органа, которое впоследствии отозвано, признано ошибочным или направлено новое, иное по смыслу разъяснение, то налоговое обязательство подлежит корректировке (исправлению) при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки без начисления налогоплательщику штрафов и пени.

Факт нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, допущенного налогоплательщиком, должен быть описан в ходе проведения налоговых проверок. Обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, возлагаются на налоговые органы.

При рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика.

Еще одним новшеством является поэтапное усиление взаимодействия налоговых органов (с 01.01.2019г., с 01.01.2020г.) с Национальным банком Республики Казахстан, банками второго уровня, нотариусами и иными субъектами финансового мониторинге с целью контроля за платежами от нерезидентов Республики Казахстан в пользу резидентов и наоборот. Причем данный контроль усиливается как в отношении юридических, так и физических лиц.

Также, важным нововведением является уменьшение общего срока исковой давности по налоговым обязательствам с пяти до трех лет, однако данное нововведение вводится с 01.01.2020 года. Для отдельных категорий налогоплательщиков пятилетний срок будет сохранен.

Далее, новый Налоговый кодекс уточняет формы изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат в виде отсрочки или рассрочки. Отсрочка с единовременной уплатой сумм налогов и (или) плат предоставляется на срок, не превышающий 6 месяцев. Рассрочка с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов и (или) плат равными долями предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам и (или) платам.

Регистрация электронного налогоплательщика с выдачей ключа электронной цифровой подписи стала производиться быстрее – не в течение трех, а в течение одного рабочего дня.

Согласно ст. 136 НК налоговые органы на основании результатов анализа данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента) будут осуществлять:

При этом критериями степени риска будет являться совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по степеням риска. Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением следующих критериев:

критерии в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС

Также, с 01.01.2019г. начинает действовать система горизонтального мониторинга налогоплательщиков, которая предусматривает обмен информацией и документами между уполномоченным органом и налогоплательщиком, который основывается на принципах сотрудничества; обоснованного доверия; законности; прозрачности; расширенного информационного взаимодействия. Горизонтальный мониторинг применяется на основании соглашения установленной формы между налогоплательщиком и налоговым органом и проводится с 1 января года, следующего за годом заключения соглашения о горизонтальном мониторинге, действует в течение трех лет с возможностью его продления. Налогоплательщики, подлежащие горизонтальному мониторингу имеют ряд льгот:

- они не подлежат мониторингу крупных налогоплательщиков,

- в отношении них производство по делу об административном правонарушении за нарушение налогоплательщиком налогового законодательства Республики Казахстан не может быть начато, а начатое подлежит прекращению,

- налогоплательщику уполномоченным органом предоставляются предварительные разъяснения и комментарии в отношении как совершенных, так и планируемых сделок (операций),

- за налоговые периоды, в которых налогоплательщик состоял на горизонтальном мониторинге, налоговая проверка не проводится, за исключением: встречных проверок; налоговых проверок, проводимых по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента); налоговых проверок, проводимых по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре»; налоговых проверок, проводимых в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки,

- для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость в размере не более 90% от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период, в то время как у остальных налогоплательщиков - не более 70%.

Порядок проведения налоговой проверки и обжалования ее результатов, а также действий (бездействия) должностных лиц будет рассмотрен в следующих статьях.

Следите за публикациями на нашем сайте.

© 2018. ТОО «КазахстанИнтерСервис». Перепечатка материалов с данного ресурса разрешается только при наличии прямой ссылки на сайт.

Поделиться этой страницей: